rtv_medveditsa (rtv_medveditsa) wrote,
rtv_medveditsa
rtv_medveditsa

Categories:

Мстера. Из поездки 12-14 февраля во Владимирскую обл.

Мстера.

Первые сведения об этом местечке относятся к 1626 году. В документах этого времени фигурирует еще Богоявленский погост, избы которого вперемежку с крестами окружали церковь на живописных склонах реки Клязьмы. Предприимчивость односельчан и удачное расположение вблизи водного пути из стольного города в богатый Нижний Новгород способствовали превращению тихого погоста в торгово-ремесленную слободу.

В XIX веке слобода получает свое нынешнее имя Мстера, обязанное местному названию речки.

Мстера

Мстера уже крупное торгово-промышленное село, насчитывавшее более двух с половиной тысяч жителей. Имелось в селе и одиннадцать купцов. Значительная часть населения занималась торговлей, в основном скупкой и перепродажей. Эти торговые операции велись и в больших и в малых масштабах. Перекупались огромные баржи с хлебом и скупались маленькие иконы. Коробейники разносили по Руси мстерские образы и вышивки, пополняя доходы именитых владельцев Мстеры.

---------------------------------------------------------
 
Богоявленский холодный храм — одна из достопримечательностей Мстеры. (Далее - по книге А.А, Тиц) Он построен в 1687 году, в кратковременный период правления честолюбивой царевны Софьи. В то время как русское войско под командованием фаворита царицы князя В. В. Голицына осуществляло первый Крымский поход и измученные воины брели по выжженной татарами степи, избавленные от рекрутчины крепостные князей Ромодановских закладывали основание «предивному» каменному храму. Видимо, работой доморощенных каменодельцев руководил опытный и талантливый зодчий, знакомый со столичными постройками. Не разделяя фряжских новинок, входивших в моду, мастер отталкивается от известных образцов бесстолпных храмов середины XVII века, понятных и близких народу.

Возможно, и князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквам.

Мстера. Собор Благовещения

Строительство каменного храма в глухом селе Мстера было большим событием. Наступает самый ответственный момент — кладка свода. Стены как бы наклоняются внутрь и постепенно смыкаются к середине. На покатую поверхность свода ставится, отступая от края, второй ряд кокошников.

Как из лепестков сказочного цветка, начинают вырастать пять главок. Огромная тяжесть ложится на свод. Для крепости, чтобы не было «порухи», даже центральная глава делается глухой.

Страшно ослабить свод, ведь в Благовещенской церкви в Вязниках, построенной четыре года назад, не рискнули сделать в своде светового отверстия. Это хорошо знают каменодельцы, работавшие перед этим на вязниковском строительстве.

Мстера. Собор Благовещения

Много хлопот принесло завершение храма — его чело, осененное крестами. Лучшие каменосечцы трудились над карнизом. Широкой узорной лентой опоясали они верх стен, как это делали и столичные каменных дел подмастерья. Словно нитки богатого ожерелья, легли орнаментальные полосы на тело стены, подготавливая переход к ажурной пространственной композиции пятиглавия.

Мстера. Собор Благовещения

Зодчий очень образно противопоставляет материальную плоть грузных масс, стоящих на земле, предельно облегченной, как бы одухотворенной верхней части храма. Он дробит ее, лишает формы прямых углов, вводит цвет, создает впечатление уходящих ввысь масс, стремящихся раствориться в пространстве. Иллюзии взлета способствует уменьшение по мере нарастания высоты упругих бочкообразных закомар, плоскости стен которых были покрыты росписями.

Мстера. Собор Благовещения

Детали собора:

Мстера. Собор Благовещения



Мстера. Собор Благовещения

Колокольня, 1830:

Мстера. Собор Благовещения

Рядом расположена церковь Иоанна Милостивого, 1809, построенная на средства графа И.В. Тутолмина. Она сейчас на реставрации, поэтому фото только обозначающие.

Мстера. церковь Иоанна Милостивого



Мстера. церковь Иоанна Милостивого



Мстера. церковь Иоанна Милостивого

Вот вид на комплекс с другого берега реки Клязьмы:

Мстера

Тоже Мстера: У каждого магазина стоят такие сани:

Мстера

... и бегают вот такие котяги, с шерстью, как у овцы:

Мстера



Мстера

Плавают вот такие утки:

Мстера



Мстера

А еще там есть таверна, как и положено - на берегу водоема. Летом, наверное, она окружена рыбацкими лодками и полна людей. А сейчас - наблюдается такое же замороженнное зрелище, как и на всех этих фотографиях:

Мстера

Усадьба Крестьяниновых, 1916:

Мстера



Мстера

"Деревяшечки":

Мстера



Мстера

Еще один храмовый комплекс ц. Троицы (деревянная) и Николаевская:

Мстера



Мстера



Мстера



Мстера



Мстера

Еще одна овце-коффка (у нее шерсть прямо хоть валенки валяй) :

отвернумшись:

Мстера



Мстера

Дом купца Козлова:

Мстера

Далее привожу информацию про мстерскую лаковую миниатюру. К сожалению, в музее я не снимала и фотографий нет. Но я нашла фильм, в котором хорошо рассказывается история и показываются работы.

Владимиро-Суздальские земли издавна славились иконописным промыслом, писание святых ликов и «честных образов» было ремеслом, рассчитанным в первую очередь на широкий спрос и невзыскательные вкусы бедных слоев населения. Эти расхожие — дешевые иконы изготовлялись возами. Их штампованные, безжизненные формы, лишенные творческой индивидуальности, были результатом мануфактурной организации труда. В иконописном ремесле существовала узкая специализация. Одни занимались только изготовлением досок для икон, другие наносили на них грунт, третьи подготавливали рисунок и т. д. Иконописцы делились на «доличников», которые писали только нехитрые пейзажи и канонизированные одежды, и «личников», которые сотнями выписывали одни и те же лица и заученные жесты рук.

Трудно сказать, как зародилось в Богоявленской слободе иконописное дело. Есть сведения, что в затерявшуюся в приклязьменских лесах слободку забрел столичный иконописец А. Алексеев, который и бросил семя на благодатную почву народных талантов. Надо полагать, что Богоявленский монастырь принял участие в богоугодном и прибыльном деле выращивания местной школы иконописания. Не препятствовали развитию доходного ремесла и вотчинники — Ромодановские. Но основным было природное дарование и трудолюбие русских умельцев. Так постепенно и формировался новый центр иконописи. В Петровскую эпоху мстерские иконописцы уже широко известны, их самобытное творчество пользуется успехом в столице. Мстерских мастеров иконного дела охотно приглашают работать в аристократический Петербург. В начале XVIII века тридцать мастеров выписываются в Москву. На пожелтевших от времени листах появляются имена мстерских умельцев иконного дела. Сами князья Ромодановские обращаются к услугам своих крепостных художников. У князей в Москве работали известные мстерские иконописцы: Григорий Голышев, Савелий Никифоров, Семен Семенов и другие.

Развитие русского капитализма нанесло удар и иконописному мастерству. Производство икон сосредоточивается в руках крупных предпринимателей.

В бывшем погосте, под сенью монастырских крестов, возникают две большие фабрики с паровыми двигателями, изготовлявшие фольгу. Новейшее техническое достижение — гальванопластика используется в производстве «святых образов». 10 ризочеканных мастерских и 24 фольгоуборочных заведения работают по 10—14 часов. Массовая более дешевая продукция икон подрывает творческие начала иконописания. Недорогая «фолежная икона» с написанными наспех, по шаблону только руками и ликами и убранная вся разноцветной фольгой, имитирующей драгоценные ризы, оттесняет живописную икону. Индивидуальные иконописцы не могут конкурировать с мануфактурным производством и попадают в кабалу к скупщику и предпринимателю.

Еще более ухудшает положение основной массы иконописцев развитие литографии и печатание икон на жести и бумаге. «Нерукотворные образа», изготовленные на фабрике, быстро завоевывают рынок. Механическая икона московских фирм Жако и Бонакер, специализировавшихся на изготовлении коробок под сапожную ваксу, вполне удовлетворяла духовные запросы, а главное — приносила огромные прибыли. Так и жил Богоявленский погост, на кладбищенских землях которого возникли кроме иконописных предприятий две мыльные, две полотняные и одна миткалевая фабрики, картофельно-паточный и два кирпичных завода.

После революции, как известно, спроса на иконы - не стало. Долго и трудно искали мастера новый предмет выражения своего таланта. В итоге, в 1930 году, благодаря товарищеской помощи мастеров Федоскинской артели и используя опыт Палеха, бывшие мстерские иконописцы получают возможность полноценно применить свою виртуозную технику миниатюрной живописи. И. А. Серебряков и Е. В. Юрин тщательно осваивают в Москве на экспонатах Кустарного музея специфику лаковой живописи на папье-маше, а И. Н. Клыков и А. Н. Куликов у «федоскинцев» досконально изучают тонкости изготовления папье-маше и всю технологию выработки лаковых изделий. Наконец пути определены, и в июне 1931 года возникает на базе живописного цеха новая артель — «Пролетарское искусство». Бывшие мастера иконного дела нашли свое место в культуре Советской России.

Размещаю фильм про Мстерский художественный музей. Рассказывается про историю лаковой миниатюры. Объясняются особенности мстерских художественных работ. Много рассказывает именно та экскурсовод, которая вела у нас экскурсию.


На этом, наше путешествие закончилось и мы успели в Москву задолго до закрытия метро.

Начала отчета:
Никологоры
Вязники

Использованные ресурсы:
А. А. Тиц "По окраинным землям Владимирским
(Вязники, Мстера, Гороховец)
"
http://senkov.sitecity.ru/phtml_2611135513.phtml
http://www.vladimirgid.ru/region/mstera.htm
http://vyazniki.ru/s-msterahist
http://vyazniki.ru/2008/07/09/news_2235.html

 

Tags: Богоявленский собор, Мстера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments